СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА
Основные направления работы психологической службы
Шаховской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы -интерната VIII вида
Диагностическое.
Одно из основных направлений моей работы. Психодиагностика – первичный этап при отборе детей в школу. Школьный психолог работает в составе районной медико-психолого-педагогической комиссии. Психодиагностика позволяет нам понять, какие особенности психики мешают ребёнку адаптироваться в школьном коллективе, успешно усваивать материал по предметам, установить дружеские отношения с одноклассниками. В своей диагностической практике я использую комплект методик Забрамной С.Д., Рубинштейн С.Я. и др. С помощью этих методик можно исследовать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу ребёнка, особенности его личности.
Данное направление работы важно при составлении коррекционных групп, разработке индивидуальных занятий, составлении рекомендаций родителям и педагогам школы.
Коррекционно-развивающее.
Выбор методов коррекции определяется результатами диагностики. В своей работе я использую групповые и индивидуальные методы работы. Особенности наших детей требуют очень большой работы. У воспитанников школы-интерната значительно снижена учебная мотивация, познавательные процессы, мышление, эмоционально-волевая сфера. Учитывая всё это я, тем не менее, считаю необходимым развивать в первую очередь социальные навыки наших ребят именно для того, чтобы они могли успешно адаптироваться в обществе, быть полезными обществу. Поэтому приоритет в своей коррекционной деятельности я отдаю развитию у воспитанников навыков общения, умения себя вести, устанавливать нормальные взаимоотношения с окружающими людьми. С этой целью мною проводятся занятия по программам «Уроки общения в начальной школе», коррекционные сказки для младшего звена, тренинги общения для воспитанников 5 – 6 классов, разработана программа для восьмиклассников «Развитие коммуникативных навыков». На этих занятиях мы рассматриваем конфликтные ситуации, учимся их предотвращать, развиваем мимику, работаем с эмоциями и речью.
Консультирование.
Консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей также очень важное направление в работе школьного психолога. Результатом просвещения являются новые психологические знания. Они могут быть использованы педагогами в работе, а воспитанниками в жизни. Например, у девятиклассников возникает интерес к психологическим требованиям к определённым профессиям. Результаты консультирования приводят их к необходимости развивать у себя такие качества, которые будут необходимы в выбранной ими профессии, то есть к личностному росту.
У школьников часто возникают вопросы, как вести себя с теми или иными учителями, одноклассниками. Эти вопросы мы решаем совместно в процессе консультации.
Психопрофилактика
В целях профилактики употребления ПАВ я провожу работу с воспитанниками по позитивной профилактике. Разработаны классные часы, индивидуальные беседы, направленные на формирование позитивной самооценки, самоуважения, развитие стремления сохранять своё здоровье.
Я регулярно выступаю с докладами на педагогических советах, районных методических объединениях, заседаниях школьного психолого-педагогического консилиума.
Изменения в психологическом состоянии школьников отражаются в индивидуальных картах развития, которые были разработаны специально для воспитанников коррекционной школы.
Методическая работа
Методическая работа заключается в составлении программ работы с воспитанниками, оформлении документации, составлении аналитических справок , заключений, рекомендаций педагогам и родителям воспитанников школы.